"МИР ЭМОЦИЙ"
Пояснительная записка
Эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений развития личности.
Новорожденный малыш уже способен испытывать страх, неудовольствие и удовольствие. Врожденной эмоциональной обусловленностью обладают следующие потребности: самосохранения (страх), в свободе движения (гнев) в получении специфических раздражителей, свидетельствующих о психической защищенности (удовольствие).
На протяжении дошкольного детства происходит ряд изменений эмоциональной сферы, ее усложнение и обогащение. Это связано с изменением содержания и структуры деятельности ребенка. Через лепку, рисование, знакомство с музыкой и природой развиваются эстетические переживания как умение чувствовать красоту в окружающей жизни. Занятия и дидактические игры развивают интеллектуальные эмоции: удивление, любопытство (любознательность), уверенность или сомнение в своих суждениях и действиях, радость от найденного решения. Группа интеллектуальных эмоций способствуют овладению ребенком познавательной деятельностью, ее способов и приемов. Нравственные эмоции развиваются у ребенка в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди, именно они играют важную роль в становлении личности ребенка и формировании его активной жизненной позиции.
Значимость практической деятельности в том, что ребенок, вступая в реальные взаимоотношения с окружающим миром, усваивает созданные обществом ценности, и от эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми и успешность его социального развития. От 3до7 лет у ребенка появляется способность оценивать свое поведение, он знакомиться с эмоциональным букварем, узнает как познакомиться с незнакомым сверстником, анализирует причины конфликтов, познает нормы и правила общения.
Из –за разного социального статуса и уровня компетентности родителей многие дети имеют трудности в социализации, в удовлетворении своих возрастных потребностей, а именно не умеют общаться, придерживаться норм и правила общества (детского сада), дружить, контролировать свои эмоции.
Программа социально-эмоционального развития «Мир эмоций» поможет ребенку
через общение, через различные виды деятельности открыть новые формы взаимодействия, развить способность к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции, научит понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей, даст представления о способах выражения собственных эмоций.
Цель программы.
Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи программы.
Образовательные: закреплять у детей знания об основных эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе; продолжать учить распознавать эмоциональные проявления (свои и других людей) по различным признакам: мимике, пантомиме, голосу; систематизировать знания детей об эмоциях и эмоциональных состояниях с помощью зрительных образов, отражающих различные стороны человеческих эмоций; обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции: радость, грусть, печаль, злость, обрадоваться, разозлиться, испуганный, сердитый.
Развивающие: способствовать обогащению эмоциональной сферы детей; способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими); развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям (мимике, графическим образам); развивать творческие способности и воображение в процессе общения и выполнения игровых заданий; развивать артистические способности.
Воспитательные: развивать эмпатию, способность сопереживать; помочь ребенку отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев), препятствующие полноценному личностному развитию.
Организационные параметры программы:
Занятия проводится с подгруппой детей 6-8 человек, один раз в неделю, длительностью 20 минут. Занятия строятся в доступной и интересной форме. Состоит из организационного момента, основной части и заключения. Учитываются личностные особенности детей, не рекомендуется включать в подгруппу более одного гиперактивного или агрессивного ребенка.
Организационный момент - это своеобразный ритуал начала занятия, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, создать положительный психологический фон деятельности.
Ритуал окончания занятия - это завершение определенного вида деятельности, но не общения. Дети могут продолжить работу в совместной и самостоятельной деятельности в группе или дома.
Раздаточный материал:
Пиктограммы эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе);
Пазлы «Подбери эмоцию»;
Цветные карандаши;
Расскраски «Гномы»;
Зеркала;
Образцы недорисованных персонажей.
Демонстрационный:
Карточки с изображением сказочных героев (с соответствующими выражениями эмоций);
Игра «Путешествие в мир эмоций»
Игра «Домик настроений»;
Игра «Азбука эмоций»;
Плакат «Изучаем эмоции»;
Презентации для закрепления знаний об эмоциях.
В занятиях используются следующие методические средства:
Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе
Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально- психологического тренинга.
Релаксационные методы - использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации.
Использование эмоционально-символических методов - групповое обсуждение различных чувств: радости, гнева; направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы.
По средствам коммуникативных упражнений происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга.
Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры, “мысленные картинки”.
Результаты программы.
Дети самостоятельно определяют эмоциональное состояние, чувства взрослых и сверстников, конструктивно взаимодействует, спокойно общаются и раскрывают свои умения и навыки.
Методическая литература.
- Хухлаева О.В «Тропинка к своему Я» М.: Генезис, 2004
- Князева О.Л «Я,ты,мы»
- Л.А. Никифорова вкус и запах радости
- И.В. Ковалец «Азбука эмоций»
- Изард К.Э.Психология эмоций /Переведено с англ. СПБ.:1999.-464 с. илл. «Мастера психологии».
- Лебеденко Е. «Кто Я? «Какой Я?»
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У – Фактория, 2004.пособие. – М.: Генезис, 2000.
Диагностический материал, используемый в программе методика «Оцени поведение» Е.В Никифоровой, « Эмоциональная идентификация» Е.И.Изотовой.
Тематическое планирование объединения «Мир эмоций»
№ |
Тема |
Кол-во занятий |
1 |
Диагностика |
|
2 |
Сказочная страна |
1 |
3 |
Радость |
1 |
4 |
Страх |
1 |
5 |
Гнев |
1 |
6 |
Удивление |
1 |
7 |
Робость |
1 |
8 |
Обида |
1 |
9 |
Стыд |
1 |
10 |
Вина |
1 |
11 |
Ссора. Какие чувства приводят к ссоре? |
1 |
12 |
Кто я? |
4 |
13 |
Я хозяин своих чувств |
6 |
14 |
Мои чувства |
4 |
15 |
Что такое счастье? |
2 |
16 |
Трудное чувство «дружба» |
6 |
18 |
Как можно изменить чувства другого человека |
2 |
18 |
Герои русского фольклора – какие они? |
1 |
19 |
Сильный человек – это человек с сильной волей |
1 |
|
Итого |
36 ч |