Модель инклюзивного образования. Фото.
Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном пространстве играет огромную роль в формировании успешной личности. Сопровождение выстраивается с учетом принципов ФГОС: гуманистическое отношение, общечеловеческие ценности жизни и здоровья человека, доступности, свободного развития, с учетом особенностей развития каждого ребенка, с учетом социального и материального статуса семьи.
В учреждении уже выстроена система сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Для безбарьерности образовательной среды предполагается наличие модели организации инклюзивного образования, через целостное комплексное сотрудничество работы всех участников образовательных отношений.
Модель нашего детского сада построена на основе анализа нашего опыта работы на протяжении 5 лет. Инклюзивное образование – это учет и осознание ценностей различия всех детей, их способностей к обучению, выбирая для каждого ребенка доступные и понятные для него способы и методы. Это подстраивающая система, где каждый ребенок чувствует себя безопасно, комфортно, при этом раскрывая и развивая свои индивидуальные способности.
Внутри системы создаются внешние и внутренние условия. Важное условие реализации модели инклюзивного образования является командная работа, где есть единая цель, задачи, комплексные методы и средства развития, воспитания, обучения. В командную работу включены специалисты: воспитатель, логопед, психолог, дефектолог, старший воспитатель, инструктор по физическому развитию. Специалисты используют мониторинг для динамики развития, разрабатываются документы для эффективного сопровождения.
К внешним условиям относятся: взаимодействие с социальными партнерами, инклюзивными учреждениями, с ПМПК.
К внутренним условиям: подготовка кадров, профессиональная квалификация педагогов и специалистов, разработка приемов, методов и форм повышения профессионализма, деятельность педагогического коллектива, консилиума; организация предметно-развивающей сенсорной среды, наличие специального оборудования и средств. Команда специалистов создает устойчивую систему пространственных, временных, социальных и эмоциональных отношений, которая имеет цель и конкретный результат.
Традиционными формами сопровождения, которые расширяют условия во взаимодействии и в организации отношений между участниками образовательного пространства стали: «Родительский университет», «Психологическая гостиная», «Консультативный пункт»
Модель инклюзивного образования. Она состоит из администрации, воспитателей, педагогов, воспитанников, родителей, межведомственных организаций.
Как работает модель. Этапы построения инклюзивного процесса.
1 этап – Установочный. Организационный.
Руководитель ОУ проводит встречи со специалистами, с педагогическим коллективом для обсуждения и проработки основных целей, ценностей, перспективного и текущего плана действий, определяется рабочая группа и координатор по организации инклюзивной практики в ДОУ. Изучается информация о ребенке, семье, создается команда специалистов.
2 этап - Диагностический. Фиксированный.
Команда специалистов устанавливает контакт с семьей, ребенком, наблюдают, проводят беседы и диагностику. Через заседание психолого-педагогического консилиума происходит междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, далее разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальный образовательный план и составляется расписание занятий. Специалисты психолого-педагогическое сопровождение организуют с учетом его сильных и слабых сторон, определяется зона ближайшего развития, с учетом потребностей детей группы. Оформляются рекомендации воспитателям, родителям. По реализации планов организуется повторное заседание, разрабатываются рекомендации, заключения о динамике и / или о внесении корректировок.
3 этап. Реализация. Формирование и развитие навыков, умений.
Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы. Реализация планов, маршрутов. Развитие интеллектуальных, личностных, социальных и коммуникативных навыков. Содержание встреч, планируется согласно составленному индивидуальному плану. Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями.
4 этап. Оценочный этап. Происходит оценка сформированных навыков, умений у ребенка, реализация поставленных целей, эффективности инклюзивного образовательного процесса, оценка успешности разработанного плана и маршрута, оценка включенности родителей в процесс, оценка совместной деятельности в условиях инклюзивной группы. Внесение изменений для достижения динамики.
На диагностическом этапе и этапе реализации происходит оценка, развитие и формирование навыков, умений, особенностей ребенка по следующим 8 показателям:
• Поведение;
• Темповые характеристики деятельности;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Овладение программным материалом (план, маршрут);
• Игра и общение со сверстниками, взрослыми;
• Эмоциональные особенности;
• Моторное развитие.
Педагоги и воспитатели в своей работе используют современное инновационное оборудование: интерактивный пол, «Умное зеркало», пособия В.В. Воскобовича, «Машина для обнимания», так же используют пластилин, глину, краски, песок, музыка, развивающие и дидактические пособия. Так же используют техники релаксации.
Мониторинг эффективности разработанных маршрутов, планов показывает небольшую динамику по 8 показателям. Улучшаются коммуникативные навыки, снижаются эмоциональные проявления, частично включается в деятельность с детьми и воспитателями. Повышаются адаптационные возможности детей. Через консультационный пункт проходят занятия использованием спортивного инвентаря, сенсорного оборудования.
Для педагогов разрабатываются памятки «Саморазвитие педагога», организуются семинары-практикумы «Социально - эмоциональное развитие детей», «Развитие внимания, сенсорного восприятия», «Личностное развитие ребенка».
В Психологической гостиной прошло 4 встречи (1 фиточай)- «Постановка целей», «Волшебники 21 века», «Хочу, могу, надо. Как реагировать на эмоциональные вспышки, агрессию ребенка», «Я - такое дерево».
Педагоги обучаются релаксационным техникам в рамках сенсорной комнаты.
Для родителей организуются видео консультации по теме «Адаптация», «Детские истерики», «Капризы и упрямство малыша», «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста», «Развитие речи в дошкольном возрасте», «Сенсорное развитие», «Как стать другом своему ребенку».