17:45
Конструирование и лепка в возрасте 4-5 лет

ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ

 

Знакомство с материалами и способами работы начинается с выполнения работы по образцу (поезд, такой, как у меня); по образцу с преобразованием (яблочко, которое нужно украсить листочком), по образцу с определенным условием (такой же дом, но с высокой башенкой), что в свою очередь подготовит детей к работе по замыслу.
Работа ведется из заготовок (в аппликации – готовые круги, квадраты, треугольники). Вводится работа с природным материалом. Дети учатся подмечать особенности природного материала, добавляя недо-стающие элементы до готовой работы (гриб: шляпка – каштан, ножка – пластилин; птица: туловище – шишка или каштан, голова, крылья, лапы – пластилин).
В период знакомства со свойствами материалов и техникой работы педагог пошагово показывает и выполняет вместе с детьми работу. Полный показ не требуется в том случае, если ребенок выполняет работу из знакомых форм (лепка неваляшки из шаров разных размеров – с техникой лепки шаров дети знакомы). В этом случае дети должны самостоятельно использовать усвоенные приемы, однако до самостоятельной работы следует провести ее анализ, показать способ и последовательность скрепления деталей. Показ могут осуществлять взрослые или дети, владеющие нужной техникой.

Лепка

1. Основные материалы. Пластилин, глина, пластическая масса.
2. Инструменты и приспособления. Доска (клеенка), палочка (спичка), тряпочка.
3. Содержание работы.
Учить отделять кусочки пластического материала, раскатывать их прямыми или круговыми движениями между ладонями и на доске (клеенке), расплющивать полученные формы, сворачивать палочку-колбаску в круг-кольцо, соединять детали между собой, прижимать детали друг к другу, украшать работу при помощи палочки (спички).

Лепка предметная, с натуры

Зернышки для птичек. Наливные яблочки. Вишенки. Гусеница/сороконожка. Колбаска/палочка. Следы невиданных зверей на дорожке. Снежинка. Снеговик. Елочка. Баранки и крендельки. Воздушный шарик. Тарелочка. Чашка. Веточка с почками. Солнышко. Железная дорога и др.

Из природного материала

Грибы для ежика. Жучок.

В результате работы дети знакомятся с:
– названиями и свойствами основных материалов для работы (пластилин, пластическая масса, глина);
– принципами лепки простейших форм (шар, палочка);
– простейшими преобразованиями шара и палочки-колбаски;
– правилами безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами и материалами.

Дети учатся:
– поддерживать порядок на рабочем месте.

Дети могут:
– отделять небольшие кусочки от целого куска материала;
– раскатывать кусочки прямыми движениями (вперед-назад), получая палочку-колбаску;
– раскатывать кусочки круговыми движениями, получая шар;
– расплющивать шар, палочку-колбаску для получения элементов плоскостной работы;
– лепить простейшие предметы, состоящие из 2–3 частей;
– украшать работу точками и насечками, используя палочку-спичку.

Аппликация

1. Основные материалы. Цветная бумага, картон.
2. Инструменты и приспособления. Клей, клеенка, кисточка для клея, тряпочка.
3. Содержание работы.
Учить создавать работу из готовых форм; составлять узоры, используя знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), располагая элементы по сторонам, середине, углам, кайме, чередуя и повторяя их, исходя из задуманного, учить создавать аппликацию на бумаге разной формы, аккуратно выполнять работу.

Аппликация предметная, с натуры

Мячики на дорожке. Фруктовое угощение. Пирамидка. Домик. Вагончики. Елочка-красавица. Снег идет. Снеговик. Ванька-встанька. Лютики-цветочки.

По замыслу

Составление узоров из полосок, кругов и квадратов. Составление и наклеивание игрушки из заготовок.

Декоративная

Платочек для куклы. Украшение дымковской игрушки. Ковер для кукольного домика. Открытка для папы. Открытка для мамы. Украшение тарелочки.

В результате работы дети знакомятся с:
– названиями и свойствами основных материалов для работы (бумагу и картон можно склеивать, бумагу можно складывать, сминать в шар и т.п.);
– правилами склеивания (аккуратно наносим клей с обратной стороны, прижимаем детали друг к другу, при необходимости пользуемся тряпочкой);
– правилами безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами и материалами.

Дети учатся:
– поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.

Дети могут:
– составлять узоры, используя знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), располагая элементы по сторонам, середине, углам, кайме и т.п.;
– составлять целую работу из набора заготовок, располагая каждый из элементов в соответствии с его местом и назначением.

Конструирование

1. Основные материалы и инструменты. Деревянный конструктор для крупных построек (кубики, кирпичики, пластины, конусы разных размеров), игрушки для обыгрывания простых сюжетов, природный материал (шишки, каштаны, желуди и т.п.).
2. Содержание работы.
Учить сооружать простейшие постройки, обыгрывать их при помощи игрушек; изменять постройки в высоту или в ширину; располагать детали, придвигая их друг к другу или размещая на определенном расстоянии друг от друга.

Выполнение работа из деталей конструктора

Там на неведомых дорожках. Забор. Башенки. Дом. Высотный дом. Лесенка-чудесенка. Мост. Елочка. Теремок. Кроватки для трех медведей. Стол и стулья. Мы по улице идем (совместная работа).

Из природного материала

Цветы. Птички-невелички. Чудесный город (из влажного песка на прогулке).

Из бумаги

Наливные яблочки. Гусеница. Бумажные игрушки.

В результате работы дети знакомятся с:
– названиями различных строительных деталей;
– правилами конструирования из строительного материала.

Дети учатся:
– поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.

Дети могут:
– под руководством педагога определять последовательность действий;
– сооружать элементарные постройки;
– усложнять, преобразовывать работу двумя способами: в высоту и в ширину;
– пользоваться понятиями «высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, такой же»;
– замыкать пространство (забор, дом и т.п.);
– правильно использовать различные детали и игрушки в своей работе;
– добавлять недостающие для завершения работы элементы;
– поддерживать порядок на рабочем месте во время работы. 

Категория: Раннее развитие ребенка | Просмотров: 352 | Добавил: nikita | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar