Программа развития моторики и зрительно-двигательных функций
2 — Развитие моторики и зрительно-двигательных функций
Хорошо развитая мелкая моторика необходима тогда, когда определенная деятельность связана с использованием рук и пальцев.
Для выполнения таких видов деятельности необходимо владеть такими навыками как:
- контролируемое движение рук и пальцев;
- захват предметов одной рукой без использования помощи;
- манипулирование предметом;
- координированное использование обеих рук.
Адекватные двигательные навыки необходимы для осуществления любой обучающей программы.
Успешное развитие навыков самостоятельно справляться с поставленной задачей, умение рисовать, писать и т.д. — все это необходимо для дальнейшей подготовки ребенка (в том числе и профессиональной), и все это неразрывно связано с хорошей двигательной способностью.
Контроль за руками и пальцами необходим и тогда, когда при подготовке ребенка к общению используется язык жестов. По мере того как ребенок учится контролировать движения рук и пальцев, занятия становятся более плодотворными и увлекательными.
Представленные далее виды деятельности являются лишь незначительной частью большого многообразия заданий по развитию мелкой моторики.
Данная серия упражнений, так же как и предыдущая, имеет некоторые различия в целях, задачах и самой процедуре их проведения в зависимости от возраста детей.
Среди целей, поставленных на данном этапе работы (совершенствование мелкой моторики), можно выделить следующие: улучшить способность захватывать предметы, совершенствовать двигательный контроль, процесс манипуляции объектами, развитие силы рук и их взаимодействия и т.д.
Развитие моторики детей от
0 до 1 года
«Захватывание в руке ложки»
Цель: совершенствовать навык захватывания предметов.
Задача: захватить и удержать ложку.
Материал: ложка.
Процедура: положите ложку в поле зрения ребенка, чтобы привлечь его внимание. Когда ребенок посмотрит на ложку, скажите: «Ложка». Возьмите руку ребенка и расположите его пальцы так, чтобы он сжимал ее как бы в кулак. Используйте свою руку, чтобы усилить сжатие и не допустите, чтобы ребенок уронил ложку. Помогите ему удержать ложку несколько секунд. Постепенно увеличивайте время, в течение которого ребенок удерживает ложку. Когда вы почувствуете, что рука ребенка более самостоятельно контролирует этот процесс, уменьшайте давление своих рук.
Наконец, уберите свои руки и посмотрите, сможет ли ребенок удержать ложку в течение нескольких секунд самостоятельно.
«Захватывание объектов»
Цель: улучшить навык захвата и двигательный контроль.
Задача: поднять 10 предметов разного размера и положить их в коробку.
Развитие моторики детей
от 1 до 2 лет
«Зачерпывание сахара ложкой»
Цель: улучшить навык захвата и манипуляции предметами.
Задача: использовать ложку для перекладывания сахара из одного места в другое.
Материал: ложка, сахар, две чашки.
Процедура: когда ребенок в состоянии удерживать ложку, учите его пользоваться ею. Поставьте сахарницу и пустую чашку на стол перед ребенком. Вложите в руку ребенка ложку и зачерпните ею сахар. Повторите это движение много раз перед тем, как переложить сахар в пустую чашку.
Когда вы почувствуете, что ребенок сам может зачерпнуть сахар, помогите ему переложить его в другую посуду. Сначала чашка должна быть рядом с сахарницей, но постепенно расстояние между ними можно увеличивать.
Сначала переложите 1—2 ложки, но с каждым занятием их количество следует увеличивать, пока весь сахар не будет переложен из сахарницы в чашку.
Каждый раз сокращайте свой контроль за руками ребенка.
«Открывание коробок»
Цель: улучшить мелкую моторику, силу руки и взаимодействие рук.
Задача: открывать четыре различные коробки, чтобы получить вознаграждение.
Материал: коробка для обуви, спичечная коробка, коробка из-под кофе с пластиковой крышкой, шкатулка, съедобное вознаграждение.
Процедура: сядьте туда, где вам с ребенком будет удобно. Возьмите одну из коробок, привлеките его внимание и покажите ему вознаграждение. Медленно положите его в коробку и закройте крышку. Убедитесь, что ребенок смотрит за вашими руками и откройте коробку, сделав вид, что вы удивлены тем, что там нашли, и покажите ребенку вознаграждение. Закройте коробку еще раз и дайте ее ребенку. Жестом попросите ее открыть. Если ребенок пытается, но у него не получается, помогите ему. Если он не понимает, что делать, возьмите его руки и откройте ими коробку.
Повторяйте процедуру с каждой другой коробкой. Проследите, какие коробки ребенок открывает легко, а какие вызывают у него затруднения. Наиболее трудные можно заменить на более легкие.
Идея заключается в практике открывания коробок различными путями.
«Складывание бумаги»
Цель: улучшить мелкую моторику путем складывания бумаги.
Задача: сложить листок бумаги дважды без посторонней помощи.
Материал: бумага.
Процедура: покажите ребенку, как сложить лист бумаги. Убедитесь, что он наблюдает за вами. Делайте это медленно.
После того как вы покажете, возьмите другой лист бумаги и, управляя руками ребенка, сложите бумагу пополам.
Повторяйте, пока ребенок не научится складывать бумагу сам.
Когда ребенок научится делать это, дайте ему другой лист бумаги и такой же возьмите себе. Сложите ваш лист и попросите ребенка сделать то же самое; затем сложите его второй раз. Помогите ребенку только в том случае, если у него не получается
Для работы с детьми такого возраста можно использовать упражнение «Поднимание монет», задачей которого является поднимание монет и складывание их в банку. Так же можно использовать игру «Дай — возьми», которая заключается в том, что ребенок должен брать предметы из коробки и отдавать их другому человеку и наоборот — брать предметы у другого человека и складывать их в коробку.
Развитие моторики детей
2—3 лет
«Пускать пузыри»
Цель: улучшить мелкую моторику и навык захватывания.
Задача: отвинчивать крышку с банки мыльных пузырей и использовать палочку.
Материал: банка с мыльными пузырями.
Процедура: удостоверьтесь, что крышка на банке мыльных пузырей закрыта не очень сильно и поставьте ее перед ребенком. Покажите ребенку, как открутить крышку, затем выньте палочку и подуйте на нее. Уберите обратно палочку и закрутите крышку.
Возьмите руку ребенка и помогите ему открутить крышку, достать палочку и выдуть пузыри. Через несколько секунд уберите палочку и закрутите крышку. Жестом попросите ребенка открыть крышку. Изобразите это действие и, если необходимо, позицию рук на банку.
Повторяйте действие, пока ребенок не научится открывать крышку самостоятельно.
«Прищепки»
Цель: улучшить моторику и силу руки.
Задача: прикрепить шесть прищепок на маленькую коробку.
Материал: шесть пластиковых прищепок, небольшая коробка.
Процедура: до начала действий проверьте, чтобы прищепки были не тугие. Продемонстрируйте ребенку, как сжимать концы, чтобы открыть и закрыть прищепку. Затем прикрепите прищепку на коробку.
Дайте одну прищепку ребенку и помогите ему открыть ее и прикрепить на край коробки. Похвалите ребенка и дайте ему еще одну прищепку.
Постепенно уменьшайте давление своих рук, пока ребенок не будет делать большую часть работы сам.
Когда ребенок сможет прикреплять прищепку на коробку без помощи, положите перед ним шесть прищепок и попросите прикрепить их все. Затем попросите снять их и положить в коробку. Хвалите ребенка каждый раз, когда он завершает деятельность.
Также в работе с детьми этой возрастной группы можно использовать упражнения в откручивании крышек с различных сосудов, упражнения для пальцев и т.п.
Развитие зрительно-двигательной функции
Завершая рассмотрение программы для работы с детьми, страдающими аутизмом, раскроем главу, посвященную интеграции зрительно-двигательной функции.
Даже если у ребенка хорошо развиты двигательные навыки, его зрительно-двигательные способности могут быть значительно ниже из-за проблем в восприятии.
Виды упражнений, представленные в этой главе, были разработаны с целью научить детей захватывать и манипулировать предметами.
Эти виды деятельности сгруппированы по принципу выделения двух основных категорий:
- рисование и
- манипулирование различными предметами.
Виды деятельности, включающие развитие зрительно-двигательной функции, особенно важны для разработки программ, предваряющих профессиональную подготовку.
Среди основных целей, которые ставились в процессе занятий, можно выделить следующие:
- совершенствование навыка захватывания предметов и их размещение,
- улучшить мелкую моторику,
- улучшить контроль рук,
- улучшить взаимодействие рук,
- развивать навык соотнесения, силу рук,
- развивать навык рисования и т.д.
Развитие зрительно-двигательной функции детей
от 0 до 1 года
«Подготовка к определенному заданному размещению предметов»
Цель: совершенствовать контроль над размещением предметов.
Задача: нагромождать коробки.
Материал: небольшие коробки, корзина.
Процедура: положите коробки в корзину и сядьте с ребенком на пол. Выньте одну из коробок и положите ее на пол. Затем выньте вторую и поставьте ее на первую. Повторяйте, пока все коробки не будут выстроены на полу. Затем разберите их и уберите обратно в корзину.
Затем начните те же действия опять, но после того как вы поставите первую коробку на пол, передайте ребенку вторую коробку и помогите ему поставить ее на первую.
Повторяйте процедуру, постепенно уменьшая свою помощь, пока ребенок не будет сам доставать коробки из корзины и ставить их друг на друга.
«Препазл»
Цель: улучшить навык захватывания предмета и его размещения.
Задача: расположить предмет в пустую банку.
Материал: четыре пустых жестяных банки, четыре пары носков.
Процедура: поставьте на стол перед ребенком четыре банки. Положите четыре пары свернутых носков в обувную коробку рядом с ребенком.
Возьмите одну пару и покажите ребенку, как положить ее в банку. Руководя рукой ребенка, возьмите из коробки другую пару носков и переложите ее в другую банку.
Повторяйте это действие, пока все пары носков не будут переложены в банки. Постепенно уменьшайте помощь, пока ребенок не начнет действовать самостоятельно.
Когда все пары носков будут в банках, наградите ребенка.
Развитие зрительно-двигательной функции детей
от 1 до 2 лет
«Кубики в банке»
Цель: совершенствовать мелкую моторику и развивать внимание.
Задача: положить четыре кубика в банку.
Материал: банка из-под кофе, четыре кубика, два подноса.
Процедура: поставьте банку между вами и ребенком. Положите по два кубика на каждый поднос и поставьте подносы с каждой стороны. Укажите на кубик на одном подносе и попросите ребенка взять его. Если необходимо, возьмите руку ребенка и, управляя ею, опустите его в отверстие в крышке.
Затем укажите на кубик на другом подносе и повторите то же действие.
Ребенок должен следить за вашей рукой, когда вы показываете на кубики.
«Доска с колышками»
Цель: улучшать способность направлять объект в необходимую цель.
Задача: вставить пять палочек в коробку без помощи.
Материал: коробка, колышки.
Процедура: поставьте доску с колышками перед ребенком. Манипулируя его руками, возьмите все колышки, выньте их и положите на стол. Возьмите указательный палец ребенка и помогите ему определить место отверстий на доске.
Покажите на один колышек, затем на одно из отверстий и скажите: «Вставь его». Помогите ребенку в первый раз, но постепенно сокращайте свою помощь.
После того как поможете ребенку вставить первый колышек, помогите ему со вторым. Повторяйте процедуру с каждым колышком.
Когда ребенок научится вставлять колышки в отверстия по вашему сигналу, скажите: «Вставь их», но не указывайте на определенный колышек и отверстие.
Наградите ребенка, когда все колышки будут вставлены в отверстия.
«Раскраска»
Цель: улучшить контроль рук, развивать навык раскрашивания.
Задача: сделать 4—5 отметок цветным карандашом внутри контура.
Материал: цветной карандаш, бумага, маркер.
Процедура: используя маркер, нарисуйте контуры двух одинаковых кругов на листе бумаги. Контуры должны быть тонкими, темными и четкими.
Положите этот лист бумаги и два цветных карандаша на стол перед ребенком. Возьмите один цветной карандаш и сделайте несколько штрихов внутри одного контура. Дайте ребенку второй карандаш и попросите сделать то же самое.
Сначала помогите ребенку взять карандаш и быстро начертить им несколько линий внутри контура. Возьмите другой лист бумаги с начерченными контурами и повторите процедуру.
Сначала ребенок не поймет идею раскрашивания. Продолжайте помогать ему, постепенно уменьшая свою помощь. Награждайте ребенка каждый раз, когда он раскрасит очередной лист.
Так же можно использовать упражнения в нанизывании колец на ось. Для этого можно использовать простые игрушки, устроенные по принципу пирамиды.
Развитие зрительно-двигательной функции детей
от 2 до 3 лет
«Прищепки»
Цель: улучшать навык соотнесения, силу рук.
Задача: прикрепить шесть прищепок на определенное пятнышко на банке.
Материал: шесть пластиковых прищепок (желательно разного цвета), банка.
Процедура: когда ребенок умеет прикреплять прищепки на коробку без помощи, учите его располагать прищепку на специальную отметку на внешней стороне банки.
Нарисуйте шесть звездочек по кругу банки, близко к верху. Дайте ребенку прищепку, покажите на одну из звездочек и скажите: «Прикрепи». Если ребенок прикрепит прищепку куда-нибудь еще, еще раз покажите на звездочку и повторите задание, если необходимо управляйте руками ребенка.
Когда ребенок прикрепит все прищепки на звездочки, повторите еще раз, не указывая на звездочки.
«Подготовка к рисованию»
Цель: улучшать контроль рук и развивать предварительный навык рисования.
Задача: провести пальцем по тарелке, наполненной сыпучими продуктами.
Материал: тарелка, сахар.
Процедура: высыпать сахар на тарелку небольшим слоем. Возьмите указательный палец ребенка и покажите ему, как сделать несколько прямых линий.
Сокращайте вашу помощь, чтобы ребенок делал отметки сам. Когда ребенок поймет, как действовать, попробуйте побудить его копировать ваш образец расположения линий.
|