РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Программа строится с учетом возрастных особенностей речевого развития ребенка 3–4 лет. Для этого возраста характерно стремление к подражанию (в том числе звукоподражанию), к освоению образцов чужой речи; интенсивное пополнение словаря, способность слышать и понимать вопросы взрослого и отвечать на них. В то же время ребенок еще не готов к вступлению в полноценную коммуникацию, к диалогу с собеседником; освоение грамматического строя собственной речи только начинается.
Эти особенности определяют задачи работы по развитию речи с детьми 3–4 лет.
1) Развитие познавательной речевой активности.
2) Создание необходимой базы для развития речевых умений, связанных с такими видами речевой деятельности, как говорение, чтение-слушание и слушание.
3) Знакомство со звуками речи, отработка правильного звукопроизношения. Решение этой задачи обеспечивает логопедическую поддержку данного курса.
Основные направления работы:
1) привлечение внимания детей к собственной речи и речи окружащих;
2) развитие речевого аппарата;
3) расширение словаря;
4) развитие грамматического строя речи;
5) развитие связной речи;
6) знакомство со звуками.
Содержание работы
1. Расширение словаря:
– введение в активный словарь новых слов и понятий;
– реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;
– развитие внимания к значению слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова.
2. Развитие грамматического строя речи:
– формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом («Назови ласково»), форм числа имен существительных («Скажи со словом "много"»);
– формирование навыка согласования слов в словосочетании;
– развитие умения употреблять предлоги в речи;
– развитие умения конструировать предложения.
3. Знакомство со звуками, отработка правильного звукопроизношения:
– развитие артикуляционного аппарата;
– знакомство со звуками русского языка;
– развитие умения узнавать звуки; слышать повторяющиеся согласные звуки, правильно произносить звуки.
4. Развитие связной речи:
– ответы на вопросы взрослого;
– пересказ текстов из 2–3 предложений;
– рассказывание по вопросам педагога.
Развитие речи в младшем дошкольном возрасте напрямую связано с развитием мелкой моторики руки ребенка, для чего в пособии «Лесные истории» предусмотрены специальные упражнения (обучение массажу языка и артикуляционной гимнастике, пальчиковые игры и жесты).
|