Развитие зрительно-двигательной функции детей
5—6 лет
«Сеть лабиринтов»
Цель: учить владеть карандашом, чтобы развивать навык рисования.
Задача: завершить простые лабиринты, рисуя соединительные линии между предложенными эталонными образцами.
Материал: бумага, цветной карандаш.
Процедура: подготовьте несколько простых лабиринтов, нарисовав две параллельные линии (по одному лабиринту на странице).
Начните с простых лабиринтов. Покажите ребенку, как начать прохождение лабиринта слева и провести линию по направлению вправо.
Дайте ребенку цветной карандаш и, руководя его рукой, проведите линию во втором лабиринте.
Уменьшайте ваше руководство, пока ребенок не сможет проводить линии в простых лабиринтах.
По мере развития навыка сделайте лабиринты более привлекательными, расположив по обеим сторонам картинки.
В дальнейшем помогайте ребенку, давая пояснения.
Авторы программы предупреждают практиков
Следует подчеркнуть, что многие упражнения могут быть использованы в работе с разными возрастными группами, но в зависимости от возраста они должны быть усложнены.
Завершая рассмотрение программы для детей, страдающих аутизмом, следует еще раз указать на то, что восприятие, двигательная деятельность и зрительно-двигательная интеграция тесно взаимосвязаны. Нельзя предполагать, что уровни развития этих функций у ребенка будут одинаковы. Нередко для детей с аутизмом характерно развитие двигательного навыка на уровне4—5 лет, а восприятие и зрительно-двигательные возможности на уровне двухлетного возраста. Отсюда следует, что для разработки программ обучения необходима правильная оценка индивидуальных возможностей ребенка.
Представленная Eric Schopler, Margaret Lansing и Leslie Waters программа учитывает эти особенности и предлагает упражнения, рассчитанные как на возрастные различия, так и на возможную неравномерность развития психических функций у аутичных детей.
Развитие моторики детей
5—6 лет
«Чертежные кнопки»
Цель: улучшить мелкую моторику и силу пальцев.
Задача: вдавить 12 кнопок в пробковую доску.
Материал: чертежные кнопки (с короткой иголкой), пробковая доска.
Процедура: положите перед ребенком на стол доску. Выложите кнопки так, чтобы вы оба могли их достать. Ребенок должен наблюдать за вами, когда вы берете первую кнопку. Покажите, как вы держите кнопку и затем медленно вдавите ее в доску.
Возьмите кнопку и указательный палец ребенка и повторите действие, управляя рукой ребенка. Покажите на вторую кнопку и попросите взять ее, затем укажите на доску.
Если ребенок сам не выполняет действие, управляйте им опять.
Повторяйте до тех пор, пока ребенок не возьмет 12 кнопок и не разместит их на доске.
Сначала выложите на стол только три или четыре кнопки, но затем постепенно увеличивайте их число.
«Плетение коврика»
Цель: развитие мелкой моторки, координации рук.
Задача: понять движения «над» и «под» и передвигать бумагу соответственно. Работать, пока задача не будет выполнена.
Материал: бумага (двух или более цветов).
Процедура: разрезать бумагу на полоски. Один лист целиком используйте как основу. Полоски основного цвета крепятся к верхушке основного листа.
Возьмите полоску другого цвета и проплетите ее через основу справа налево. Когда вы демонстрируете, говорите: «над», «под». Затем дайте ребенку следующую полоску и помогите ему продвигать ее «над» и «под» основой.
Вам надо показать ребенку, что он должен продевать полоску «над» или «под» в зависимости от позиции предыдущей полоски.
После того как полоски распределены правильно, закрепите их кусочком скотча.
Когда коврик будет закончен, похвалите ребенка и дайте ему ножницы, чтобы отрезать концы.
Используйте коврик на кухне, чтобы ребенок видел, что его работа полезна, что будет хорошей мотивацией.
Анализируя данную главу, можно сделать вывод, что, работая над двигательной сферой ребенка, параллельно ведется работа и над восприятием, развитием внимания и т.д. Большинство упражнений можно использовать в работе с разными возрастными группами детей, предварительно адаптировав их к каждой группе.
|