20:31
Упражнения для детей 3-4 лет
Программа развития моторики и зрительно-двигательных функций
2 — Развитие моторики и зрительно-двигательных функций 
 

Хорошо развитая мелкая моторика необходима тогда, когда определенная деятельность связана с использованием рук и пальцев. 

Для выполнения таких видов деятельности необходимо владеть такими навыками как: 

  • контролируемое движение рук и пальцев;
  • захват предметов одной рукой без использования помощи;
  • манипулирование предметом;
  • координированное использование обеих рук. 

Адекватные двигательные навыки необходимы для осуществления любой обучающей программы.
Успешное развитие навыков самостоятельно справляться с поставленной задачей, умение рисовать, писать и т.д. — все это необходимо для дальнейшей подготовки ребенка (в том числе и профессиональной), и все это неразрывно связано с хорошей двигательной способностью. 

Контроль за руками и пальцами необходим и тогда, когда при подготовке ребенка к общению используется язык жестов. По мере того как ребенок учится контролировать движения рук и пальцев, занятия становятся более плодотворными и увлекательными. 

Представленные далее виды деятельности являются лишь незначительной частью большого многообразия заданий по развитию мелкой моторики. 

Данная серия упражнений, так же как и предыдущая, имеет некоторые различия в целях, задачах и самой процедуре их проведения в зависимости от возраста детей. 

Среди целей, поставленных на данном этапе работы (совершенствование мелкой моторики), можно выделить следующие: улучшить способность захватывать предметы, совершенствовать двигательный контроль, процесс манипуляции объектами, развитие силы рук и их взаимодействия и т.д.
Развитие моторики детей 

от 3 до 4 лет 

 

«Обводка пальцами контура предметов»

Цель: улучшить контроль рук и пальцев. 
Задача: обводить пальцем внешнюю поверхность предметов. 
Материал: домашние предметы (мяч, книга, стол и т.п.). 

Процедура: возьмите указательный палец ребенка и обведите им по внешней стороне нескольких предметов, таких как мяч, книга и стол. Постепенно уменьшайте ваш контроль за рукой ребенка и посмотрите, продолжит ли он сам выводить форму. 

Если ребенок начинает двигать руками импульсивно, успокойте его. Когда ребенок привыкнет к тактильному ощущению, варьируйте предметы. 

Развитие зрительно-двигательной функции 

Завершая рассмотрение программы для работы с детьми, страдающими аутизмом, раскроем главу, посвященную интеграции зрительно-двигательной функции. 

Даже если у ребенка хорошо развиты двигательные навыки, его зрительно-двигательные способности могут быть значительно ниже из-за проблем в восприятии. 

Виды упражнений, представленные в этой главе, были разработаны с целью научить детей захватывать и манипулировать предметами. 

Эти виды деятельности сгруппированы по принципу выделения двух основных категорий: 

  • рисование и 
  • манипулирование различными предметами.

Виды деятельности, включающие развитие зрительно-двигательной функции, особенно важны для разработки программ, предваряющих профессиональную подготовку. 

Среди основных целей, которые ставились в процессе занятий, можно выделить следующие: 

  • совершенствование навыка захватывания предметов и их размещение, 
  • улучшить мелкую моторику, 
  • улучшить контроль рук,
  • улучшить взаимодействие рук, 
  • развивать навык соотнесения, силу рук, 
  • развивать навык рисования и т.д.Развитие зрительно-двигательной функции детей 
    от 3 до 4 лет 
     
    «Тинкертой» 

    Цель: улучшать зрительно-двигательное взаимодействие и учить использовать игровой материал. 
    Задача: собрать простые конструкции из трех деталей. 
    Материал: тинкертой (принцип пирамиды). 

    Процедура: убедитесь, что ребенок наблюдает за вашими руками, и соберите несложные конструкции из трех частей. Дайте ребенку такие же части и помогите ему скопировать вашу модель. Похвалите его и поставьте его модель рядом со своей. 

    Положите другие три части перед ребенком и помогите ему собрать первые две вместе. Жестом попросите его присоединить третью самостоятельно. Помогите ему, если у него ничего не получится. 

    Когда ребенок сможет добавить третью часть без помощи, спровоцируйте его собрать все три части вместе самостоятельно. 

    Когда ребенок будет справляться с таким заданием, постепенно увеличивайте количество частей. 

    Помните, что слишком большое количество частей, если ребенок еще не готов, может дезорганизовать его. 

     

    «Части целого» 

    Цель: учит узнавать взаимосоответствующие части целого и соотнести эти части правильно. 
    Задача: собрать части рисунка. 
    Материал: цветная бумага, белая бумага, цветной карандаш, ножницы, клей. 

    Процедура: разрежьте простые формы из цветной бумаги, которые, собранные вместе, образуют предмет, который ребенок легко узнает. Дайте ребенку две части картинки и покажите, как их собрать. Убедитесь, что ребенок наблюдает за вами. Назовите предмет. 

    Затем возьмите два разрозненных кусочка опять и попросите ребенка собрать их. 

    Когда задание станет простым, переходите к картинкам из трех частей и более. 

     

    «Рисование: горизонтальные линии» 

    Цель: улучшать контроль рук и развивать навык рисования. 
    Задача: нарисовать три горизонтальные линии, соединяющие набор точек. 
    Материал: бумага, цветной карандаш, маркер. 
    Процедура: используя маркер, подготовьте несколько рабочих листов, нарисовав 5—6 точек. 
    Возьмите руку ребенка и дайте ему цветной карандаш. Помогите поставить карандаш на точку слева и проведите его рукой линию до правой точки. Повторите это много раз. 

    Уменьшайте ваш контроль, когда вы почувствуете, что ребенок двигает карандашом сам. Награждайте ребенка после каждого законченного листа. 

    Когда ребенок научится рисовать достаточно прямую линию между двумя точками, постепенно увеличивайте расстояние между точками и делайте их более светлыми. 

     

    «Рисование: круги» 

    Цель: развивать навык рисования. 
    Задача: соединить несколько точек, заканчивая простую картинку. 
    Материал: бумага, цветной карандаш, маркер. 

    Процедура: нарисуйте несколько простых картинок (по одной на листе), в которых круг составляет важную часть. Используйте маркер, чтобы нарисовать картинку, но круг нарисуйте как серию точек. 

    Дайте ребенку цветной карандаш и одну из картинок. Назовите нарисованный предмет и покажите, какой элемент пропущен.

    Управляя руками ребенка, нарисуйте круг, соединяя точки, и таким образом закончите рисунок. Уменьшайте контроль за руками ребенка, как только он поймет, что от него требуется. Когда его навык улучшится, используйте меньшее количество точек и делайте их менее заметными. 


     

 

Категория: Раннее развитие ребенка | Просмотров: 371 | Добавил: nikita | Теги: психические процессы, Развитие, ранний возраст, игры, моторика, упражнения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar