Цель: познакомить родителей о особенностями адаптационного периода и особенностями развития в 2 летнем возрасте
Задачи:
- предоставить теоретическую информацию об адаптации и особенностях развития детей 2-2,5 лет.
- дать устные рекомендации для профилактики возникающих трудностей
- осветить вопрос о работе психолога в детском саду на учебный год
Адресат: родители группы «Затейники»
Дата:13.09.16г
1.Приветствие
2. Теоретическая часть.
С практической точки зрения детсад очень полезен для воспитания. Ведь малыш быстрее привыкает к самостоятельности, дисциплине, режиму дня. Здесь он учится вести себя в коллективе, убирать за собой, одеваться. Плюс -- развивающие занятия, праздники. Но несмотря на все эти плюсы, поначалу детсад не покажется ребенку раем. Согласно исследованиям, уровень стресса, который переживает ребенок в момент поступления в сад, сравним со стрессом космонавта, отправляющегося в полет.
Попадая впервые в детский сад, ребенок переживает 3 кризиса:
1.иммунологический, т.е. приспособление иммунной системы
2.социальный, т.е приспособление к требованиям системы, правилам поведения в коллективе
3.психологический, т.е. сепарация, привыкание к разлуке с мамой.
Основная задача ребенка – научиться быть без мамы, поддерживать себя самостоятельно, найти способы утешиться, когда грустно, когда не хочется идти в садик.
Средний срок адаптации - 1,5 – 2 месяца. Первые дни ребенок идет в сад, как на праздник, а с 3 недели начинается кризис. Ребенок не хочет идти в сад, плачет, начинает болеть. На малыша также обрушивается лавина переживаний и страхов. А длительный стресс (помимо сквозняков и вирусов) в свою очередь провоцирует болезни.
В период адаптации ребенок меняется. Он может часто плакать, капризничать, проявлять агрессию, игнорировать ваши просьбы и требования, становится непослушным. У него могут появиться страхи, ночные кошмары, плохой аппетит. Он хуже разговаривает, может перестать проситься на горшок, тяжело засыпает. Все это последствия сильного эмоционального напряжения, стресса.
Отчего же возникает стресс и негативные изменения в эмоциях и поведении ребенка? Главная причина - это разлука с матерью, внезапное прекращение поступления необходимого ему для жизни витамина "М". Ребенок думает, что мама предала его. Взяла и "обменяла" на работу. Его любимая мама нашла себе какую-то работу и бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет дела до него.
Может быть три вида реакции ребенка при расставании с матерью:
1.ребенок плачет, кричит, цепляется за мать и не успокаивается после ухода матери еще очень долго, в течение дня не играет, не ест, не спит. Это негативная реакция, которая говорит о тревожности ребенка и отсутствии базового доверия к миру: мир рухнул, потому что мама ушла.
2.ребенок не проявляет огорчения при разлуке, спокойно идет в группу, забывая даже ручкой помахать, -- тоже не лучший вариант. Такая реакция говорит о нарушенной эмоциональной связи матери и ребенка.
3.Все в порядке с тем малышом, который при расставании может и всплакнуть (плакать за мамой -- это нормально!), но быстро успокаивается. Он знает, что мама вернется. У него есть и базовое доверие к миру, и эмоциональная связь с матерью, и что у него есть внутренний ресурс, чтобы справиться со своими переживаниями.
3.Рекомендации Уроки расставания
Сами научитесь расставаться с ребенком: уймите тревоги, отмахнитесь от сомнений и укоров совести из-за решения выйти на работу. Если мама уверена, что с ее сокровищем в саду будет все в порядке, и он справится с расставанием, -- так и будет.
Придумайте ритуалы прощания (все, что происходит регулярно, -- успокаивает). Поцеловать в каждую щечку, обнять, покружить, "дать пять"…
Будьте честны с ребенком. Не убегайте, а четко скажите: "Я иду на работу, но я приду за тобой после того, как ты покушаешь, поспишь и еще раз покушаешь".
Дайте малышу с собой "талисман": любимую игрушку, ваш платочек.
По дороге рассказывайте что-то увлекательное.
Не поддавайтесь на манипуляции ребенка -- плач, увещевание, гнев. Четко скажите: "Ты будешь ходить в сад потому, что ты уже большой. Тебе трудно расставаться со мной, ты еще не привык к воспитательнице, деткам. Я буду помогать тебе полюбить детский сад".
Подключайте папу: малыш будет рад возможности проехаться на папиной шее.
Итак, теперь вы имеете представление о том, что происходит с вашим малышом во время адаптации к детсаду. Теперь вы знаете, что ваш малыш не баловень, и не упрямец, и ничего не хочет сделать вам назло. Все то, что видите вы, - это всего-навсего издержки адаптации, ее "цена" и "плата" для ребенка. От вас зависит, чтобы эта "плата" была минимальной. В этот непростой период родителям важно не ругать ребенка за плохое поведение, а поддержать его, помочь справиться со своими переживаниями.
ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК НАЧИНАЕТ АДАПТИРОВАТЬСЯ:
возвращается аппетит;
спокойный сон;охотное общение с другими детьми, ребенок рассказывает, чем он занимался в садике;
нормальное эмоциональное состояние
Если в течение 2 месяцев состояние ребенка не нормализуется, и Вы никак не можете спокойно расстаться с ним утром, если он постоянно болеет - обратитесь на консультацию к психологу.
Сенсорное развитие- как основа умственного развития ребенка. Формирование процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира (цвет, форма, величина, признаки, свойства предметов и положение в пространстве)
Развивать мотивацию к познанию различных предметов, очень важно развивать слуховое восприятие
|