Консультация "Коммуникативная компетентность дошкольников"
20.12.2017, 10:38

Что такое коммуникация?

Коммуникация – это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми, т.е выполнение социальных обязательств, создается воздействие на других.

Важное значение для коммуникации это уметь слушать, чтобы сотрудничать.

Предпосылки закладываются еще в раннем возрасте, в мл дошкольном развитие речи, средний возраст овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окр людьми.

Старший возраст развитие свободного общения со взрослыми и детьми, саморегуляция своего поведения, толерантность и эмпатия.

Структура к к

В структуре коммуникативной компетентности дошкольника можно выделить внешние и внутренние составляющие.

1. Внешние характеристики:

- общение со взрослым,

- формирование коммуникативных навыков,

- формирование мотивационной включенности в речевое высказывание.

2. Внутренние характеристики:

- развитие произвольной регуляции сенсомоторной (двигательной) активности;

- развитие вербально-логических компонентов познавательной деятельности, формирование речевой и языковой компетентности ребенка.

 

В самой структуре коммуникативной компетентности выделяют три компонента:

- мотивационно-личностный

- когнитивный

- поведенческий

-эмоциональный

Мотивационно-личностный компонент - это потребность ребенка в общении, в процессе которого проявляются особенности его личности, непосредственно влияющие на содержание, процесс и сущность общения.

Когнитивный компонент – знания из области взаимоотношений людей

(о смысле и ценности общения; о личностных качествах, которые ему способствуют или препятствуют; о чувствах и эмоциях, которые его сопровождают; о поведенческой стороне общения) .

Поведенческий компонент – это способ реагирования на конкретную

ситуацию, выбор определенных норм и правил в процессе общения и для общения; это коммуникативные умения, способы деятельности и опыт который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности.

В структуре коммуникативной компетентности нередко выделяют и три других компонента:

- коммуникативные знания

- коммуникативные умения

- коммуникативные способности.

Коммуникативные знания – это знания о способах и средствах взаимодействия с окружающими людьми (знания о речи как средстве коммуникации, о вербальных и невербальных формах общения, о важности развития компонентов устной речи для эффективного взаимодействия со взрослыми и детьми) .

Коммуникативные умения – это умение понимать речь окружающих людей и делать свою речь понятной для них, умение выражать свои чувства, мысли, планы, желания, задавать вопросы и т. д., используя вербальные и невербальные средства общения.

Коммуникативные способности – способность ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в ситуации общения, способность выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной формах общения.

Коммуникативные умения и коммуникативные способности проявляются в коммуникативной деятельности, в процессе общения ребенка с взрослыми и детьми.

Коммуникативная деятельность относительно дошкольного возраста рассматривается как самостоятельный процесс общения субъектов межличностного взаимодействия.

Понятие «коммуникативная деятельность» тесно связано с понятием «коммуникативная культура», которая включает в себя представления о нормах речевого поведения, речевой этикет.

Методы

Любое коммуникативное действие имеет своей отправной точкой внутреннее намерение (интенцию) или внешнее побуждение.

Выделяют две группы методов воспитания коммуникативной компетентности: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Условия необходимы для развития К старших дошкольников являются:

- социальная ситуация развития ребенка,создавать ситуации коммуникативной успешности

- формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками, стимулировать коммуникативную деятельность, использую проблемные ситуации; мотивировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики; устранять коммуникативные трудности

- совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка, моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;

обеспечивать баланс между непосредственно образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей;

Что формируется в процессе К

В процессе воспитания коммуникативной компетентности у воспитанников формируется:

- умение вести диалог, беседу;

- развивается готовность сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, которые нас окружают;

- независимость и умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи.

Средства формирования К

Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности в дошкольном периоде развития ребенка в условиях обучения, можно отметить:

- диалог (Е. О. Смирнова, Т. А. Репина, Е. А. Белова) ,

- создание сюжетных ситуаций (З. Я. Футерман) ,

- дидактические игры,

- лексические упражнения.

В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает сюжетно-ролевая игра, которая является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих:

- желание субъекта вступать в контакт с окружающими;

- умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника,

- умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью;

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Выводы

Коммуникативная компетентность знания, умения и навыки, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения) с учетом специфики протекания речевого нарушения, включающих воздействие на мотивационную сферу (изменение ценностных ориентаций и установок личности, формирование коммуникативной культуры), а также правила регуляции коммуникативного поведения старших дошкольника и средств его воспитания.

Категория: Методическая копилка | Добавил: nikita
Просмотров: 492 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar