12.01.2018, 19:04 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пояснительная записка Эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений развития личности. Новорожденный малыш уже способен испытывать страх, неудовольствие и удовольствие. Врожденной эмоциональной обусловленностью обладают следующие потребности: самосохранения (страх), в свободе движения (гнев) в получении специфических раздражителей, свидетельствующих о психической защищенности (удовольствие).
На протяжении дошкольного детства происходит ряд изменений эмоциональной сферы, ее усложнение и обогащение. Это связано с изменением содержания и структуры деятельности ребенка. Через лепку, рисование, знакомство с музыкой и природой развиваются эстетические переживания как умение чувствовать красоту в окружающей жизни. Занятия и дидактические игры развивают интеллектуальные эмоции: удивление, любопытство (любознательность), уверенность или сомнение в своих суждениях и действиях, радость от найденного решения. Группа интеллектуальных эмоций способствуют овладению ребенком познавательной деятельностью, ее способов и приемов. Нравственные эмоции развиваются у ребенка в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди, именно они играют важную роль в становлении личности ребенка и формировании его активной жизненной позиции.
Значимость практической деятельности в том, что ребенок, вступая в реальные взаимоотношения с окружающим миром, усваивает созданные обществом ценности, и от эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми и успешность его социального развития. От 3до7 лет у ребенка появляется способность оценивать свое поведение, он знакомиться с эмоциональным букварем, узнает как познакомиться с незнакомым сверстником, анализирует причины конфликтов, познает нормы и правила общения. Из –за разного социального статуса и уровня компетентности родителей многие дети имеют трудности в социализации, в удовлетворении своих возрастных потребностей, а именно не умеют общаться, придерживаться норм и правила общества (детского сада), дружить, контролировать свои эмоции. Программа социально-эмоционального развития «Мир эмоций» поможет ребенку через общение, через различные виды деятельности открыть новые формы взаимодействия, развить способность к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции, научит понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей, даст представления о способах выражения собственных эмоций.
Цель программы. Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи программы. Образовательные: закреплять у детей знания об основных эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе; продолжать учить распознавать эмоциональные проявления (свои и других людей) по различным признакам: мимике, пантомиме, голосу; систематизировать знания детей об эмоциях и эмоциональных состояниях с помощью зрительных образов, отражающих различные стороны человеческих эмоций; обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции: радость, грусть, печаль, злость, обрадоваться, разозлиться, испуганный, сердитый. Развивающие: способствовать обогащению эмоциональной сферы детей; способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими); развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям (мимике, графическим образам); развивать творческие способности и воображение в процессе общения и выполнения игровых заданий; развивать артистические способности. Воспитательные: развивать эмпатию, способность сопереживать; помочь ребенку отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев), препятствующие полноценному личностному развитию.
Организационные параметры программы: Занятия проводится с подгруппой детей 6-8 человек, один раз в неделю, длительностью 20 минут. Занятия строятся в доступной и интересной форме. Состоит из организационного момента, основной части и заключения. Учитываются личностные особенности детей, не рекомендуется включать в подгруппу более одного гиперактивного или агрессивного ребенка. Организационный момент - это своеобразный ритуал начала занятия, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, создать положительный психологический фон деятельности. Ритуал окончания занятия - это завершение определенного вида деятельности, но не общения. Дети могут продолжить работу в совместной и самостоятельной деятельности в группе или дома. Раздаточный материал: Пиктограммы эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе); Пазлы «Подбери эмоцию»; Цветные карандаши; Расскраски «Гномы»; Зеркала; Образцы недорисованных персонажей. Демонстрационный: Карточки с изображением сказочных героев (с соответствующими выражениями эмоций); Игра «Путешествие в мир эмоций» Игра «Домик настроений»; Игра «Азбука эмоций»; Плакат «Изучаем эмоции»; Презентации для закрепления знаний об эмоциях. В занятиях используются следующие методические средства: Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально- психологического тренинга. Релаксационные методы - использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации. Использование эмоционально-символических методов - групповое обсуждение различных чувств: радости, гнева; направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы. По средствам коммуникативных упражнений происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга. Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры, “мысленные картинки”.
Результаты программы. Дети самостоятельно определяют эмоциональное состояние, чувства взрослых и сверстников, конструктивно взаимодействует, спокойно общаются и раскрывают свои умения и навыки. Методическая литература.
Диагностический материал, используемый в программе методика «Оцени поведение» Е.В Никифоровой, « Эмоциональная идентификация» Е.И.Изотовой.
Тематическое планирование объединения «Мир эмоций»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 555 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |