Программа "Мир эмоций"
12.01.2018, 19:04

 

 

Пояснительная записка

Эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений развития личности.

Новорожденный малыш уже способен испытывать страх, неудовольствие и удовольствие. Врожденной эмоциональной обусловленностью обладают следующие потребности: самосохранения (страх), в свободе движения (гнев) в получении специфических раздражителей, свидетельствующих о психической защищенности (удовольствие).

 

На протяжении дошкольного детства происходит ряд изменений эмоциональной сферы, ее усложнение и обогащение. Это связано с изменением содержания и структуры деятельности ребенка. Через лепку, рисование, знакомство с музыкой и природой развиваются эстетические переживания как умение чувствовать красоту в окружающей жизни. Занятия и дидактические игры развивают интеллектуальные эмоции: удивление, любопытство (любознательность), уверенность или сомнение в своих суждениях и действиях, радость от найденного решения. Группа интеллектуальных эмоций способствуют овладению ребенком познавательной деятельностью, ее способов и приемов. Нравственные эмоции развиваются у ребенка в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди, именно они играют важную роль в становлении личности ребенка и формировании его активной жизненной позиции.

 

Значимость практической деятельности в том, что ребенок, вступая в реальные взаимоотношения с окружающим миром, усваивает созданные обществом ценности, и от эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми и успешность его социального развития. От 3до7 лет у ребенка появляется способность оценивать свое поведение, он знакомиться с эмоциональным букварем, узнает как познакомиться с незнакомым сверстником, анализирует причины конфликтов, познает нормы и правила общения.

Из –за разного социального статуса и уровня компетентности родителей многие дети имеют трудности в социализации, в удовлетворении своих возрастных потребностей, а именно не умеют общаться, придерживаться норм и правила общества (детского сада), дружить, контролировать свои эмоции.

Программа социально-эмоционального развития «Мир эмоций» поможет ребенку

через общение, через различные виды деятельности открыть новые формы взаимодействия, развить способность к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции, научит понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей, даст представления о способах выражения собственных эмоций.

 

Цель программы.

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

 

Задачи программы.

Образовательные: закреплять у детей знания об основных эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе; продолжать учить распознавать эмоциональные проявления (свои и других людей) по различным признакам: мимике, пантомиме, голосу; систематизировать знания детей об эмоциях и эмоциональных состояниях с помощью зрительных образов, отражающих различные стороны человеческих эмоций; обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции: радость, грусть, печаль, злость, обрадоваться, разозлиться, испуганный, сердитый.

Развивающие: способствовать обогащению эмоциональной сферы детей; способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими); развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям (мимике, графическим образам); развивать творческие способности и воображение в процессе общения и выполнения игровых заданий; развивать артистические способности.

Воспитательные: развивать эмпатию, способность сопереживать; помочь ребенку отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев), препятствующие полноценному личностному развитию.

 

Организационные параметры программы:

Занятия проводится с подгруппой детей 6-8 человек, один раз в неделю, длительностью 20 минут. Занятия строятся в доступной и интересной форме. Состоит из организационного момента, основной части и заключения. Учитываются личностные особенности детей, не рекомендуется включать в подгруппу более одного гиперактивного или агрессивного ребенка.

Организационный момент - это своеобразный ритуал начала занятия, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, создать положительный психологический фон деятельности.

Ритуал окончания занятия - это завершение определенного вида деятельности, но не общения. Дети могут продолжить работу в совместной и самостоятельной деятельности в группе или дома.

Раздаточный материал:

Пиктограммы эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе);

Пазлы «Подбери эмоцию»;

Цветные карандаши;

Расскраски «Гномы»;

Зеркала;

Образцы недорисованных персонажей.

Демонстрационный:

Карточки с изображением сказочных героев (с соответствующими выражениями эмоций);

Игра «Путешествие в мир эмоций»

Игра «Домик настроений»;

Игра «Азбука эмоций»;

Плакат «Изучаем эмоции»;

Презентации для закрепления знаний об эмоциях.

В занятиях используются следующие методические средства:

Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе

Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально- психологического тренинга.

Релаксационные методы - использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации.

Использование эмоционально-символических методов - групповое обсуждение различных чувств: радости, гнева; направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы.

По средствам коммуникативных упражнений происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга.

Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры, “мысленные картинки”.

 

Результаты программы.

Дети самостоятельно определяют эмоциональное состояние, чувства взрослых и сверстников, конструктивно взаимодействует, спокойно общаются и раскрывают свои умения и навыки.

Методическая литература.

  1. Хухлаева О.В «Тропинка к своему Я» М.: Генезис, 2004
  2. Князева О.Л «Я,ты,мы»
  3. Л.А. Никифорова вкус и запах радости
  4. И.В. Ковалец «Азбука эмоций»
  5. Изард К.Э.Психология эмоций /Переведено с англ. СПБ.:1999.-464 с. илл. «Мастера психологии».
  6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У – Фактория, 2004.пособие. – М.: Генезис, 2000.

Диагностический материал, используемый в программе методика «Оцени поведение» Е.В Никифоровой, « Эмоциональная идентификация» Е.И.Изотовой.

 

Тематическое планирование объединения «Мир эмоций»

Тема

Кол-во занятий

1

Диагностика

 

2

Сказочная страна

1

3

Радость

1

4

Страх

1

5

Гнев

1

6

Удивление

1

7

Робость

1

8

Обида

1

9

Стыд

1

10

Вина

1

11

Ссора. Какие чувства приводят к ссоре?

1

12

Кто я?

4

13

Я хозяин своих чувств

6

14

Мои чувства

4

15

Что такое счастье?

2

16

Трудное чувство «дружба»

6

18

Как можно изменить чувства другого человека

2

18

Герои русского фольклора – какие они?

1

19

Сильный человек – это человек с сильной волей

1

 

Итого

36 ч

 

 

 

Категория: Мои разработки | Добавил: nikita
Просмотров: 555 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar