13:23
Как воспитывать ребенка без насилия

Когда маленькие дети учатся говорить, они слушают своих родителей и стараются повторять незнакомые слова. Главный принцип овладения речью – наблюдение и повторение. Ребенок запоминает не только слова, но и то, каким тоном они произносятся. Маленькому ребенку также очень важно знать, как себя вести, что делать в разных ситуациях, как реагировать на слова других людей и т. д. Откуда он может получить всю эту информацию? Самые главные люди для ребенка – родители, которым он старается подражать. Манеру говорить, жесты, мимику малыш копирует именно у них. Ученые утверждают, что ребенок не усваивает 72% словесной информации, зато усваивает другую – поведение родителей; он запоминает громкость их голоса, тембр, интонацию, жесты и т. д.

 

Ребенок наблюдает, как реагирует папа, когда мама просит его что-либо сделать. Он запоминает, с каким  настроением родители уходят на работу, как общаются со своими друзьями, говорят ли «спасибо» друг другу, обнимаются ли они, проявляют ли взаимное уважение. Разумеется, ребенок не станет зеркально копировать поведение родителей, так как сам по себе является уникальной личностью, но многое из того, что видел, он усвоит.

 

Родителям нужно помнить:

 

• Неуважение порождает неуважение, а уважение вызывает аналогичную ответную реакцию.

• Насилие порождает насилие, а доброжелательность – мир.

• Эгоизм порождает эгоизм, а внимание к другому оборачивается ответным вниманием.

• Если не прислушиваться к мнению детей, они не научатся воспринимать ваше мнение.

• Принуждение порождает несвободу, а подневольный человек вырвется из навязанных ему рамок при первой же возможности.

Воспитание без принуждения и насилия требует от родителей определенных умений и навыков. Главные из них перечислены ниже.

 

Умение «расшифровать» поведение ребенка, чтобы понять его потребности

 

Если у вас есть собака, то вы, без сомнения, умеете угадывать ее желания и потребности. Когда собака идет к двери, вы понимаете, что ей нужно, и выпускаете ее во двор или сами ведете на прогулку. Если вы этого не сделаете, на полу появится лужа. Подобное поведение животного свидетельствует о неудовлетворенной потребности, а не о плохом его поведении, верно?

 

Когда дети переходят границы дозволенного, пытаясь сообщить нам о своих потребностях, это не значит, что они «плохие». «Плохой» поступок обычно вызван какой-то неудовлетворенной потребностью. То есть скверное поведение ребенка, его капризы и проступки часто являются поиском способов общения и призывом о помощи, обращенным к родителям. Поэтому всегда надо искать причину такого поведения, которой могут быть неудовлетворенная физическая или эмоциональная потребность либо излишняя чувствительность ребенка. Пока дети маленькие, мы должны удовлетворять их потребности и учить приемлемым способам выражения чувств.

 

Умение быть последовательными и предсказуемыми

 

Часто причиной капризов детей, которые, по мнению родителей, требуют наказания, являются непоследовательные поступки самих родителей. Сегодня  ребенка наказывают за что-то, а завтра – уже нет, дома ему разрешают все, а в гостях – ничего. В такой ситуации ребенок сначала пытается подстроиться под требования родителей, но не видит системы в их поведении. И тогда он чувствует смятение и страх. Если родители непредсказуемы в своих требованиях, ребенок будет пробовать разные способы поведения, «прощупывать почву», чтобы понять, на каком же варианте поведения ему следует остановиться. Реакция родителей на один и тот же поступок ребенка должна быть одинаковой и стабильной не менее пяти раз подряд, чтобы можно было говорить об эффективности используемого метода воспитания. В первый раз ребенок может не услышать того, что ему говорят, во второй – оглянуться, в третий – понять, что он это уже слышал, и только в четвертый или пятый раз он может как-то отреагировать.

 

«Дети, если могут, ведут себя хорошо; если не могут, мы должны выяснить причину, чтобы оказать им помощь».

Росс В. Грин, психиатр и психолог

 

Способность разрешать ребенку проявлять свои чувства, помогая выразить их в приемлемой форме

 

Часто родителям не нравится, что ребенок выражает злость, гнев и другие чувства, которые принято считать негативными. Однако следует помнить, что эмоции не бывают «правильными» или «неправильными», и нельзя ругать ребенка за их проявление. В то же время, допустимо не всякое поведение, вызванное подобными эмоциями. Например, мы позволяем Саше выплеснуть гнев, но не бить при этом Сережу игрушечной машинкой. Если ребенок злится, в его организме происходит выброс адреналина. И тогда он дерется, толкает других малышей, плюется, кусается или швыряет камни либо другие предметы, потому что не знает, как справиться с этим потоком энергии. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые помогли им направить энергию в нужное русло. Можно дать ребенку кусок пластилина – чтобы месить его кулаками, газету – чтобы рвать или комкать ее, или подушку – чтобы колотить по ней, сколько душе угодно.

 

Очень важно научить ребенка приемлемым способам выражения своего неудовольствия. Он должен понять, что расстраиваться можно, но нельзя проявлять это неподобающим образом. Научите его словам, описывающим чувства: злой, сердитый, усталый и т. д. В соответствующих ситуациях учите его говорить: «Я действительно очень зол», «Я сердит» и т. п. Хвалите его, когда он говорит вам о своем огорчении: «Ты попросил меня помочь тебе, когда был сильно расстроен. Ты хорошо поступил!» И еще надо помнить, что вы являетесь примером для своего ребенка. Если вы выражаете гнев, разрывая в клочки газету, ребенок в подобном состоянии будет делать то же самое. Если вы кричите и хлопаете дверью – он будет поступать так же.

 

Умение предугадать истерику и правильно себя вести, если она началась у ребенка

 

Детям раннего возраста иногда свойственны приступы ярости, во время которых они падают на пол, колотят по полу руками и ногами, кричат, бьют окружающих. Чаще всего такое поведение возникает в ответ на запрет взрослых (нельзя брать какую-нибудь вещь или бегать по лужам) либо на отказ купить игрушку, шоколадку. Подобная вспышка может стать и следствием конфликта со сверстниками. Например, кто-то из детей отбирает у ребенка игрушку, а он не знает, что делать в этой ситуации, как привлечь внимание взрослых, как выразить свою обиду. Специалисты рекомендуют в таком случае применять следующую тактику. Если истерика началась в ответ на отказ или запрет взрослого, родители не должны тут же менять свое решение, лучше твердо сказать «нет» (конечно, в том случае, когда запрет действительно обоснован). Кроме того, есть несколько способов физического взаимодействия с ребенком во время истерики: надо дать ребенку успокоиться, а затем достаточно крепко обнять его и тихим, спокойным голосом говорить с ним, описывая, что с ним происходит, и повторяя, как вы его любите. Не стоит поднимать ребенка с пола и насильно брать на руки, но, если он сам этого хочет, следует выполнить его просьбу. Однако любые нравоучения в этот момент будут неуместными.

 

Нежелательно во время истерики оставлять ребенка одного – это может быть небезопасно. Однако если взрослый сам находится в состоянии крайнего эмоционального возбуждения и не может контролировать свои действия, лучше все же отойти от ребенка. Очень часто родители в приступе гнева либо кричат на ребенка, либо шлепают его (порой – слишком сильно), а потом мучаются  чувством вины и раскаяния.

 

На пике истерики ребенок может не слышать уговоров взрослых, но, когда он немного успокоится, стоит попробовать отвлечь его, переключив внимание на какое-то действие или предмет. Например, можно сказать: «Смотри, а у меня интересная игрушка!», «Видишь, какая красивая птичка села на ветку?», и т. д. Часто специалисты советуют родителям научиться помогать ребенку «проживать» истерику, то есть, получать разрядку. Нужно говорить ребенку о его чувствах: «Ты сейчас злишься на меня», «Ты очень обижен», и т. п. Можно даже просто перечислять его действия, помогая ребенку понять, что с ним происходит. В этот момент крик может стать еще громче, но не стоит бояться: любая истерика заканчивается сама по себе, и вам лишь необходимо быть рядом с ребенком, сочувствовать ему, следить за тем, чтобы с ним ничего не случилось.

 

Тем не менее, лучше не ждать, пока поведение ребенка полностью выйдет из-под контроля. Если вы замечаете, что он капризничает, раздражен или хнычет, немедленно отвлеките его, предложите несколько вариантов действий, которые обычно он хорошо принимает: «Хочешь вылезти из коляски и пойти пешком?», «По-моему, ты устал. Давай пройдемся!», и т. п.

 

Понимание того, что ребенку надо доступно объяснять правила поведения

 

Вспомните, сколько раз вы сталкивались с ситуацией, когда ребенка ругают за то, что он шумит, балуется в супермаркете, забирает у детей игрушки, бросает свои вещи в неположенных местах и т. д. Но не задавались ли  вы вопросом – а этим детям рассказывали, как нужно себя вести? Часто непослушание ребенка связано именно с тем, что он просто не знает о существовании тех или иных правил поведения. Он ведет себя спонтанно и естественно. Потом вдруг выясняется, что правила все-таки были, но о них малышу не сказали, зато отругать успели. Мир, в котором мы живем, полон ограничений и правил, и мы далеко не всегда можем делать то, что захотим. Детям необходимо объяснить это, иначе, став взрослыми, они столкнутся с серьезными трудностями.

 

Умение устанавливать правила для ребенка

 

Родители часто жалуются, что дети их не слушают. Это обычное явление, связанное с тем, что дети стремятся к независимости, и наши правила кажутся им необязательными. Однако есть способы, которые помогают если не преодолеть детское упрямство, то значительно смягчить его. Как же надо устанавливать правила для ребенка?

 

Правила предназначены для того, чтобы формировать и контролировать  адекватное поведение ребенка, чтобы оберегать малыша. Он чувствует себя уверенно, когда знает, что можно делать, а что нельзя. Прежде всего, ваши правила должны быть простыми. Для начала выберите два или три наиболее важных правила, например, убирать игрушки после игры и спокойно разговаривать за столом. Говорите о них ребенку ровным уверенным голосом, быстро и четко, повторяйте их, а также – самое главное – сами следуйте им. Если вы повторите требования, то ребенок, даже не запомнив их сразу, обязательно уловит их смысл. Хвалите ребенка каждый раз, когда он выполняет правила. Старайтесь быть гибкими: если ваши действия неэффективны, придумайте какие-то альтернативные способы объяснения правил. Дети не рождаются «плохими». Они просто не знают разницы между плохим и хорошим, пока вы не научите их понимать ее. Маленький ребенок может не осознавать, что делает что-то не так. Нельзя говорить ему –  «ты плохой», «ты меня раздражаешь», поскольку это негативно влияет на его самооценку. Если ребенок слишком часто слышит, что он плохой, он и ощущает себя таким. Естественно, вы хотите и должны научить ребенка понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». А это означает, что вам необходимо помочь ему увидеть, как его поступки влияют на него самого и на других людей.

 

Умение контролировать свои действия

 

Если у вас появляется желание встряхнуть или ударить плачущего ребенка, попробуйте  сделать следующее:

 

• выйдите из комнаты и позвоните кому-то из друзей;

• включите спокойную музыку;

• сделайте 10 глубоких вдохов и постарайтесь успокоиться; затем сделайте еще 10 вдохов;

• пойдите в другую комнату и выполните какие-нибудь физические упражнения;

• примите душ;

• сядьте, закройте глаза и представьте, что находитесь в каком-нибудь красивом и приятном для вас месте.

Если ни один из предложенных способов вам не помогает, стоит обратиться за помощью к специалисту (например, к психологу).

 

Использование эффективных методов приучения ребенка к дисциплине

 

Существуют разные способы приучения детей к дисциплине. Некоторые родители считают, что это достигается посредством наказаний. Однако наказание не должно быть краеугольным камнем послушания. Ниже описано несколько эффективных методов приучения ребенка к дисциплине.

 

Тайм-аут. Этот метод заключается в следующем: когда ребенок нapушaeт какие-либо правила, родитель спокойно напоминает: «Нельзя драться» или «Не таскай кошку за хвост». Затем он говорит: «Придется устроить тайм-аут», и отводит ребенка на заранее известное место (кресло, стул, диван). Ребенок должен оставаться там совсем недолго: для двухлетнeгo малыша достаточно двух минут, для трехлетнего – трех. Poдителю необходимо быть рядом с ребенком, не позволяя ему уйти с этого места. По завершении тaйм-aутa ребенок может вернуться к игре, но, если он нарушит правило вновь, тайм-аут необходимо повторить. Такой способ дает ребенку возможность успокоиться, справиться со своими чувствами и переключиться на другой вид деятельности.

 

Похвала за хорошее поведение. Мы не случайно выделяем этот метод приучения к дисциплине, потому что плохие поступки мы всегда замечаем, а на хорошие часто не обращаем внимания, так как считаем, что они в порядке вещей, что так и должно быть. Специалисты же убеждены: закрепляется именно то поведение, которое родители отметили (неважно, хорошее оно или плохое). Поэтому, когда ребенок ведет себя хорошо, похвалите его, скажите: «Ты очень хорошо себя вел, и я смогла быстро приготовить ужин. Спасибо тебе». Дети любят, когда родители счастливы и довольны.

 

Сказка вместо наказания. Один из способов не наказать, а понять причины «неправильного» поведения своего ребенка – сказкотерапия. Придумайте сказку, главный герой которой похож на вашего ребенка. Доведите развитие сюжета до апогея, а потом, рассказывая о поступках героя, покажите, как найти выход, как общаться с окружающими, как попросить о помощи.

 

Помимо этого, по ходу действия можно спрашивать мнение ребенка: «Как ты думаешь, почему мальчик так себя ведет?», «Зачем он грубит?», «Почему он не слушается?» И то, что вы услышите от ребенка, поможет вам многое узнать и понять о нем, так как он, скорее всего, будет рассказывать про себя.

 

Кроме того, ребенка, который капризничает, не слушается, можно спросить напрямую: «Зачем ты это делаешь?», «Чего ты хочешь от меня?» И, возможно, он сам даст вам ответ на вопрос.

 

Извинение перед ребенком, если вы что-то сделали не так. Извинение за собственное некрасивое поведение – один из лучших способов показать ребенку пример хорошего поведения и ответственности за свои действия. Вы не идеальны, как и ваш ребенок. Если вы требуете, чтобы он просил прощения за плохие поступки, то почему сами должны делать иначе?

 

Для того, чтобы воспитание способствовало нормальному развитию ребенка, оно должно быть последовательным. Ребенок должен знать, чего от него ожидают, даже если это элементарные с точки зрения взрослых вещи.

 

Если ребенок не знает о правиле поведения в конкретной ситуации, достаточно сообщить ему об этом сразу же, когда он с ней столкнулся. Причем правило должно звучать конкретно и давать ребенку ответ на простой вопрос: «Как мне себя вести и что можно делать?» Сказать: «Перестань есть эту гадость!» – недостаточно, необходимо указать, что именно нельзя, а что именно можно. Например: «Нельзя брать в рот то, что ты поднял с земли. Давай лучше соберем листья и сделаем букет». После запрета всегда желательно «давать что-либо взамен», обозначать то, что делать можно и нужно. Этим вы показываете ребенку, что мир состоит не столько из запретов, сколько из большого числа возможностей, о которых он еще просто не знает.

 

Таким образом, еще один эффективный метод воспитания можно сформулировать так: не спешите ругать ребенка, сначала попробуйте обозначить правила поведения заранее. Если же это невозможно, объясните ребенку его ошибку сразу, как только заметили, что он ведет себя недопустимо. Наконец, не забывайте, что спокойный и убедительный тон всегда действеннее, чем крик и физическое наказание.

 

Способность избегать неэффективных методов приучения к дисциплине

 

Нельзя «воспитывать» ребенка на расстоянии. Если мама из кухни кричит: «Прекрати!», это кажется ребенку смешным, и он продолжает делать то, что делал. Надо подойти к ребенку поближе, остановить его, взять за плечи или за руки и сказать, глядя ему в глаза: «Не нужно играть в мяч в комнате, потому что ты можешь разбить стекло в окне и порезать ручку или ножку, и тогда ты не будешь гулять на улице». Если ребенок откажется подчиниться, можно применить другой способ, например, сказать: «Давай лучше пойдем на детскую площадку. Наверное, там уже собрались твои друзья, и ты сможешь поиграть вместе с ними», но кричать и угрожать – бессмысленно.

 

Нельзя заставлять ребенка чувствовать себя виноватым, говорить ему, допустим: «Я буду тебя любить, только если ты будешь послушным». Чувствуя вину из-за своего поведения, в дальнейшем ребенок будет стремиться угождать всем ради того, чтобы его любили.

 

Не нужно для выражения запрета использовать такие фразы как «Нельзя, и все», «Нет, потому что нельзя». Они ничему не учат ребенка. Следует объяснить, почему «нельзя». Скажите малышу: «Нельзя залезать на подоконник, потому что ты можешь упасть на пол, и тебе будет больно, ты можешь поранить ручку. Тогда придется лежать в постели, и нельзя будет гулять на улице, ходить в парк, рисовать и собирать лего». Иногда ребенок снова и снова спрашивает – «Почему?» В этом случае необходимо  несколько раз повторить  объяснение, и он поймет, что не сумеет  заставить вас передумать.

 

Родители – главная защита и опора для малыша, и их любовь – его шанс на выживание. Если же вместо доброты он натыкается на крик и отчуждение, мир ребенка рушится. Ребенок учится, познает мир, и, когда он ошибается, нужно не ругать его, а объяснить, что он сделал не так. Детям больше всего на свете нужна любовь преданных им родителей. Люди, ставшие преступниками, в детстве страдали не от недостатка наказаний, а от недостатка любви. Недаром малыши часто спрашивают маму или папу: «Ты меня любишь?»

 

Чтобы быть здоровым и гармонично развиваться, ребенок должен быть уверен в вашей безусловной любви к нему.

 

Конечно, родители любят своих детей, но, к сожалению, не всегда могут эту любовь показать, выразить. Дальше вы прочтете о нескольких важных формах выражения родительской любви.

 

Прикосновения

 

Мы не всегда осознаем, как важны прикосновения для нас и наших близких. Каждому взрослому необходимо, чтобы его обнимали от 4 до 12 раз в день. Малышам же прикосновений нужно гораздо больше. Тогда они чувствуют себя защищенными, а их интеллект лучше развивается. При поглаживании, прикосновении возникает особый контакт с кожей, который называют тактильным. Он необходим всем живым существам, поскольку благотворно воздействует как на определенные группы мышц и нервов, так и на весь организм.

 

Ласковый взгляд

 

Чаще смотрите своему ребенку в глаза. Они, как известно, зеркало души, и если мы с любовью будем смотреть в это зеркало, то и в ответ увидим теплый свет, доброту и нежность.

 

Нежные и ласковые слова

 

Постоянно разговаривайте с ребенком, говорите ему ласковые и нежные слова и фразы: «Как хорошо, что ты у нас есть», «Ты мой хороший», «Я рада тебя видеть», «Я тебя очень люблю» и многое другое, что подскажет вам ваша любовь к ребенку.

 

Похвала

 

«Дети питаются молоком и похвалами», – сказала однажды английская писательница Мэри Лэм. Хвалите малыша как можно чаще – за любое достижение, любой хороший поступок. Похвала укрепляет в ребенке уверенность в себе, помогает проявиться всему лучшему, что в нем есть. Ваши добрые слова останутся в его душе и будут согревать его всю жизнь.

 

Активные игры с детьми

 

Это самый действенный метод, который позволяет наполнить чашу любви вашего ребенка. Многим родителям кажется, что если они отводят детей на детскую площадку, где те могут играть со сверстниками, то уже уделяют им достаточно времени и внимания. Да, это, конечно, так. Но гораздо лучше, если вы сами принимаете участие в играх на этой площадке или дома, смеетесь и дурачитесь вместе со своим ребенком, ведь таким образом вы вступаете с ним в тесный контакт. Это не только вызывает у него удовольствие и радость, но и создает между вами прочную эмоциональную связь.

 

Внимание

 

Посвящайте детям часть своего личного времени: разговаривайте, читайте, рисуйте, лепите из пластилина, играйте вместе. Причем время, которое вы проводите с ребенком, должно принадлежать только ему, без всяких «сопутствующих» занятий в виде приготовления ужина, глажения белья или разговора по телефону.

 

Разрешение  совершать ошибки

 

Известный канадско-американский писатель и педагог Лоуренс Питер говорил: «Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки».

 

Разрешение проявлять свои чувства

 

Не ругайте и не хвалите детей за проявление чувств. Учите их понимать свои чувства и говорить о них – это помогает детям выражать эмоции, более точно распознавать их и справляться с ними. Например, в соответствующей ситуации можно сказать: «Думаю, ты плачешь потому, что устал» или «Я знаю, что Артем забрал твой мяч и тебя это расстроило».

 

Куда обратиться за помощью

 

При необходимости получить консультацию по вопросам воспитания ребенка в возрасте от 0 до 3 лет вы можете обратиться к психологу медицинского учреждения по месту жительства или дошкольного учреждения, если ребенок его посещает.

 

Помните: ваша любовь необходима детям, как воздух. Дети – зеркало для своих родителей. Если вы одариваете их любовью, они отражают ее и возвращают вам.

Категория: Воспитание без насилия | Просмотров: 360 | Добавил: nikita | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar